Интервью Э.Н.Кузнецова/Интерфакс. 2007г

Эдуард Кузнецов: Сегодня мы делаем ставку на синергию многолетней успешной деятельности концерна Kuoni на международной туристической арене и наших профессионых знаний и опыта работы на российском рынке

Не успел 1 июня выйти обновленный закон "Об основах туристской деятельности", как на российском туристическом рынке зафиксированы сразу две сделки в сфере слияния-поглощения бизнесов. Темпы для нашего рынка рекордные. Группа Kuoni Travel Holding – одна из ведущих на европейском  туристическом рынке – приобрела 80% акций заметного российского многопрофильного туроператора UTE Megapolus Group, предлагающего своим клиентам более 40 различных направлений отдыха по всему миру. Практически в то же самое время российская компания S7 Tour, которая наравне с авиакомпанией S7 («Сибирь») входит в холдинг S7 Group, приобрела 90% доли участия в компании «Турэнергосервис». На сегодняшний день «Турэнергосервис» является одной из ведущих в России компаний по количеству туристов, отправляемых в Египет.

Эдуард Николаевич, две сделки за один месяц – случайность или так стремительно начался процесс укрупнения турбизнеса?

Конечно, это совпадение. Никакая сделка не может произойти так быстро. Наши переговоры с группой Kuoni, например, начались еще весной прошлого года. И сейчас сделка еще не полностью завершена в юридическом смысле слова – ей еще предстоит пройти проверку Российской Федеральной Антимонопольной службой.

Почему этот иностранный оператор выбрал именно вас?

Насколько я знаю, компания Kuoni рассматривала как минимум четырех кандидатов для приобретения. Почему выбор пал на UTE Megapolus? Возможно, свою роль сыграло то, что у нас общая бизнес-философия – мы, как и Kuoni, предпочитаем работать со средним и выше среднего сегментом туристического рынка. Правда, сейчас мы решили, что уже пора выходить и на массовые направления. Но опять же – в нашем сегменте, предоставляя качественный отдых в отелях не ниже 4*.

То есть в ближайший сезон UTE Megapolus можно увидеть в Египте и Турции?

Да, конечно, но в первую очередь мы рассматриваем такие массовые направления, как Испания, Болгария, Таиланд, острова Индийского океана. Не забывая, естественно, про традиционные операторские направления UTE Megapolus.

Что реально даст вам сделка с иностранным оператором?

Компания Kuoni является не просто оператором. Несмотря на то, что Швейцария не самая «путешествующая» страна в мире, по объемам реализации услуг Kuoni входит в пятерку ведущих европейских туристических компаний. В прошлом году официально опубликованная прибыль группы Kuoni составила более 100 млн. евро. Компания занимает весьма активную позицию на международном рынке. Совсем недавно, например, ею был приобретен еще один актив – заметный «нишевый» французский оператор. Не говоря уже о том, что концерн Kuoni в прошлом году перешагнул 100–летний рубеж своей деятельности. За эти годы накоплен бесценный опыт работы на рынке и мы рассчитываем, что подобный опыт плюс наши собственные наработки и знание российского рынка в совокупности дадут положительный синергетический эффект. Безусловный интерес также представляет наличие у группы Kuoni мощного инвестиционно-кредитного ресурса, который мы планируем использовать как для развития собственной авиаперевозки, так и для выхода на новые направления.

Один из ближайших проектов в этой связи – операционный лизинг самолетов иностранного производства под флагом крупной российской авиакомпании. Соответствующие переговоры уже ведутся. Также в наших планах приобретение собственного здания под центральный офис компании. Как вы понимаете, аренда офисов в Москве, особенно в последние годы, ­– удовольствие не из дешевых, арендные ставки в 5-6 раз превышают аналогичные ставки на помещения, например, в центре Вены.

Компания "Авиачартер", когда-то составная часть UTE Megapolus group, будет задействована  в авиализинговом проекте?

Как один из вариантов мы рассматриваем участие «Авиачартера» в этом проекте, но также ведем переговоры с несколькими ведущими российскими авиакомпаниями. Поэтому что-то конкретное на эту тему можно будет сказать не раньше, чем через полгода.

Ваш интерес в подобной сделке понятен. А что приобретает Kuoni? Ведь Россия по-прежнему демонстрирует скорее потенциал, чем реальные возможности. По статистике, ежегодный рост выездного туризма составляет не более 10-15%. Но даже с учетом таких темпов роста отдыхать за рубеж выезжает примерно 5 млн. россиян. При том, что в Германии или Великобритании в среднем путешествует 40-50 млн. человек в год.

Средний рост туристического потока из России действительно невелик, однако на самом деле у некоторых крупных операторов, к которым относится и UTE Megapolus, он может достигать 30-40%, а за счет перераспределения существующего туристического потока на отдельных направлениях доходить до 70%. Завтра Германию мы вряд ли догоним, но если у России будет 5-10 лет спокойной жизни, наши туристические потоки могут стать вполне сопоставимы. С появлением нового закона о туризме возникают предпосылки для организации цивилизованного рынка. Чтобы получить дивиденды от этого процесса, иностранным компаниям надо уже сейчас выходить на российский рынок. И Kuoni как компания со столетней историей это понимает.

И тем не менее инвесторы не торопятся на российский туристический рынок…

Не торопятся, потому что слишком невысока его рентабельность и велика степень рисков. Кстати, не только в России. Судя по недавно опубликованным в прессе финансовым результатам деятельности за истекший год, даже крупнейшие европейские туристические концерны не застрахованы от убытков. По моему мнению, российские турфирмы в ближайшее время могут представлять интерес только для профильных инвесторов – тех, кто сам занимается турбизнесом или работает в смежных с ним отраслях. Из последних подобных примеров – приобретение "Турэнергосервиса", а немногим ранее покупка "Мостравела" концерном TUI.

Как ответит российский турбизнес на новые вызовы времени – финансовые гарантии, растущую конкуренцию?

Сейчас уже очевидно, что нас ждут глобализация, укрупнение рынка. Чтобы выжить в условиях жесткой конкуренции, турфирмы будут вынуждены искать инвесторов или объединяться – в одиночку выживать становится все труднее. Поведение крупных компаний на рынке станет более агрессивным. Операторы, отправляющие по 10-20 тыс. туристов за сезон, будут вынуждены вкладывать все больше средств в технологии, вытесняя более мелких игроков, забирая их долю рынка. Участь последних – перейти в разряд «нишевого» оператора или заняться исключительно агентской деятельностью.

Через какое-то время на рынке будут доминировать десяток-два достаточно крупных компаний. Как показывает опыт Европы, работа в «нишах» также не лишена определенных перспектив. Это, что называется, компании «одного лидера», располагающие небольшим штатом и создающие качественный продукт на конкретном направлении. Такие специализированные компании имеют определенный потолок роста и, как правило, мало известны широкой публике, хотя профессионалы их знают отлично.