Приукрашивая реальность/Газета «Туринфо». Март 2006

Приукрашивая реальность

Сегодня каталоги отечественных операторов ничуть не уступают западным аналогам, а по уровню полиграфии порой даже превосходят их. О подходе к изданию каталогов и тенденциях в этой сфере мы беседовали с Дмитрием Фесиком, генеральным директором компании UTE Megapolus Group.

- Дмитрий, многие агентства отмечают оригинальный подход вашей компании к изготовлению каталогов. Говорят и о каком-то необычном каталоге по Европе, который готовит компания  к лету...

- Это наше ноу-хау. Каталог  со стоит из рабочей папки со специальным креплением, которое позволяет оформировать его содержимое (вставлять и вынимать листы), и информационных листов по шести европейским направлениям. Мы предлагаем агентствам самим собрать каталог в любой последовательности (нумерация страниц по каждой стране отдельная) и с любым наполнением. Можно вставлять и листы со спецпредложениями. Таким образом, это не просто каталог, а рабочая тетрадь с самой необходимой информацией по направлению. На следующий год уже не нужно тратить бумагу для перепечатки данных, которые остаются неизменными, потребуется только дополнить информацию по отелям и экскурсиям. Если опыт окажется удачным, будем распространять его и на каталоги по другим направлениям.

- Каков оптимальный тираж для разных каталогов?

- За других операторов мне говорить сложно, отвечу за себя. Из чего мы исходим? Во-первых, из предыдущего опыта и количества каталогов, которое было востребовано. Во-вторых, мы знаем, что с каждым годом число работающих с нами агентств растет примерно на 10-15%. Также нужно учитывать себестоимость каталога, которая тем меньше, чем больше тираж. Безусловно, влияет и массовость направления. Исходя из этого, можно сказать, что для массовых пляжных и горнолыжных направлений тираж 10 тыс. экземпляров вполне достаточен. Для дорогих экзотических и менее массовых направлений хватает 5 тыс.

- Чем чревато приукрашивание или замалчивание оператором информации в каталоге?

- Каталог - это опубликованная оферта, и она может стать документом в суде. Поэтому накануне каждого сезона приведенную в нем информацию следует обновлять. Перед тем, как подписать каталог в печать, мы просим партнеров и отели проверить информацию с учетом всех последних изменений. Но в условиях жесткого дефицита времени, который всегда испытываешь при издании каталога, конечно, можно что-то упустить. Конечно, лучший способ уменьшить число претензий туристов -это четко информировать их о том, что их ждет. Но в то же время есть официальная категоризация отелей и есть собственная оценка оператора. И оперировать своим мнением нужно очень аккуратно. Например, индийские хотельеры настолько ревностно относятся к своим отелям, что если по контракту гостиница имеет 5*, а мы поставим в каталоге рядом свои 4*, обида будет смертельной. Приходится эту информацию доводить до агентств на обучающих семинарах и презентациях продукта. А вот в Австрии иногда сознательно занижают категории отелей, чтобы не платить большие налоги, и мы выставляем в каталогах этим гостиницам свою оценку.

- Напечатать каталог – это полдела, не менее важно, чтобы он дошел до нужного адресата. Какие способы распространения наиболее эффективны?

- Наилучший - рассылка по письменным запросам агентств и распространении каталогов на семинарах и презентациях. А вот на выставках и воркшопах раздавать каталоги следует выборочно и только тем агентствам, которые действительно нуждаются в них, а не гребут со стендов все подряд. Чтобы выяснить эту заинтересованность, достаточно задать вашему визави несколько вопросов.

- Учитывается ли мнение агентств о ваших каталогах при последующих изданиях?

- Серьезного анкетирования мы не проводим, предпочитаем другой способ обратной связи.. Наши менеджеры постоянно общаются с агентствами и фиксируют их замечания по поводу наших каталогов. Потом все это обобщается и используется при новом издании.

- Могут ли в ближайшее время электронные каталоги заменить традиционные бумажные?

- Полагаю, что в России по-прежнему  главным инструментом агентств будет традиционный каталог. И мое мнение подтверждается опытом западных операторов. Конечно, электронная версия дешевле. Но при работе с компьютером нет такой оперативности, как при использовании печатной продукции. Иметь дело с бумажным каталогом и приятнее и удобнее. Его можно также использовать на семинарах и в инфотурах для комментариев.