Умные акулы и храбрые караси / Турбизнес. Сентябрь 2012

Процессы глобализации уже затронули российский туристический рынок. Акулы турбизнеса из Европы и Азии ворвались в нашу «заводь» практически одновременно. С разницей в год-два иностранные компании развернули бурную деятельность по освоению перспективного, по общему мнению, рынка. Но, столкнувшись с российскими реалиями, некоторые западные туроператоры свернули свою деятельность в нашей стране. Другие ее реструктурировали, уходя от колоссальных убытков.

Генеральный директор компании «Мегаполюс турс» ВИКТОРИЯ КИЗИМОВА рассказывает об одной из крупнейших сделок по приобретению российской турфирмы.

Мировой туристической корпорации - швейцарскому холдингу Kuoni - удалось совместить российскую энергию и европейский прагматизм, нашу «бизнес-наглость» и буржуазную осторожность. Сегодня туроператор «Мегаполюс турс», выступая официальным российским представительством корпорации Kuoni, выглядит островком стабильности и надежности. Особенно на фоне слухов и домыслов, возникших после банкротства нескольких крупных туроператорских компаний и изрядно подорвавших авторитет российских партнеров.

Как это было

Корпорация Kuoni обратила свой взор на российский туристический рынок в 2006 году, когда занялась поиском компании, на которую можно было бы возложить функции своего представительства. В Москву была направлена группа швейцарских специалистов-аналитиков, чтобы подготовить для штаб-квартиры компании развернутый отчет о крупнейших игроках и их деятельности на российском туроператорском рынке.

На момент приезда швейцарской делегации в Москву «Мегаполюс турс» был многопрофильным туроператорским предприятием с 12-летним стажем, занимал устойчивые позиции в бизнес-среде, по объемам коммерческой деятельности входил в десятку крупнейших турфирм России. Бизнес-курс компании на интенсивное развитие был обозначен руководством - на тот момент в лице Эдуарда Кузнецова, что категорически исключало участие «Мегаполюс турс» в демпинговых войнах.

Огромными плюсами «Мегаполюс турс» для оценки деятельности предприятия со стороны Kuoni являлись многолетняя деловая репутация и абсолютная прозрачность «белой» финансовой деятельности компании. Это касалось налоговых выплат, страховых взносов, зарплат сотрудников, которые в полном объеме перечислялись на персональные банковские карты. Перспективы стратегического альянса двух крупных компаний давали возможность привнести в российскую туриндустрию столетний европейский опыт и современные технологии.

В 2007 году корпорация Kuoni после глобального анализа деятельности компании и аудиторских консультаций сделала свой выбор в пользу «Мегаполюс турс», приобретя 80% компании в статусе мажоритарного акционера. Первые годы совместной работы российско-швейцарского предприятия стали непростым испытанием для обеих сторон.

После досконального изучения российских коммерческих реалий корпорация Kuoni приняла достаточно рискованное решение - уйти из сектора жестких блоков как в секторе чартерных перевозок, так и в секторе продаж гостиничных услуг. Как оказалось позже, это было единственное правильное решение, которое освобождало компанию от участия в туристических «пирамидах», не давало наращивать «дутые» объемы, не «вкачивать» в них все больше банковских кредитов.

Исключив из операционной деятельности неприбыльные активы, компания «Мегаполюс турс» сосредоточилась на создании по настоящему надежной и прибыльной бизнес-модели. Сделка была полностью завершена в 2011 году, после чего Kuoni из мажоритарного акционера превратилась в единственного акционера-владельца. Сегодня, являясь 100%-ной собственностью швейцарской корпорации Kuoni, «Мегаполюс турс» использует в своей работе различные турпродукты и передовые технологии глобальных международных партнеров холдинга, работая во всех возможных рыночных секторах бизнеса: корпоративном, туроператорском, а также в сегментах электронной коммерции и ретейла.

Активно развивается система онлайн-бронирования «Мега-тур», объединяя в себе не только ресурсы крупнейших мировых гостиничных брокеров, но и различные дополнительные тревел-сервисы.

Один из крупнейших интернет-активов, приобретенный Kuoni в 2011 году, - портал по онлайн-бронированию Gullivers Travel Associates (GTA). Покупка ресурса GTA обошлась корпорации в сумму, превышающую $735 млн. GTA - один из мировых лидеров на рынке туристических онлайн-услуг, работает в 26 странах мира. Ключевые направления - бронирование отелей, услуг наземного транспорта, трансферов, экскурсий, услуг для групп и индивидуальных путешественников. Приобретя GTA, Kuoni инвестировала финансовые средства в один из самых динамично растущих сегментов бизнеса в индустрии туризма.