Иллюзия свободы / Журнал "Горячая линия. Туризм". Июнь 2009

В начале лета-2009, которое для российского турбизнеса - почти как «последний и решительный бой», на «электрический стул» согласился сесть тот, кому, пожалуй, еще с прошлого года принадлежит авторство самых «плохих», но оправдавшихся прогнозов по туристическому рынку. Так же неслучайно в его адрес поступило немало вопросов, связанных с недавней крупной сделкой международного масштаба в отрасли.

На «электрическом стуле» - президент «Мегаполюс турс» Эдуард Кузнецов

- «Мегаполюс» стал одним из первых операторов, чей контрольный пакет был продан иностранной компании. В этой связи коллеги интересуются: «Не кажется ли г-ну Кузнецову, что он продешевил? Все же TUI покруче Kuoni будет, и по их сделке с VKO Group называлась сумма в $2,5 млн...»

- Непонятна цифра. Я знаю другое: покупка 80% VKO Group вместе с решением некоторых финансовых проблем и доинвестированием обойдется  TUI в 40,5 млн. евро. Могу сказать, что сумма сделки Kuoni и «Мегаполюса» вполне соизмерима - в обоих случаях речь идет о десятках миллионов евро. Так что - нет, не продешевил. Цена была очень даже приличная.

Насчет «крутизны» бренда. Kuoni в погоне за своим сегментом рынка никогда не опережает уровень технологий и подготовки персонала, во главу угла всегда ставится рентабельность, стабильность. Поэтому, насколько я знаю, у Kuoni  меньше ошибочных решений из серии: купили-продали, пришли-ушли. Они выглядят консерваторами, но такая политика мне кажется более мудрой и соответствующей нашим представлениям о ведении бизнеса.

В целом же присоединение VKO к альянсу TUI можно только приветствовать, т.к. мы выступаем за то, чтобы все играли по одним правилам - и в организации бухучета, и в принятии решений, и в ценовой политике. Нам нужны цивилизованные конкуренты.

- Еще вопрос от участника рынка: «Операторы хвастаются удачными сделками, но когда продается под 80% акций - это потеря независимости. Получается, сверхзадача - просто выгодно продать бизнес?»

- Надо понимать философию Kuoni. В отличие от TUI, которая имеет довольно жесткую технологию управления практически по всем подразделениям, Kuoni очень много свободы делегирует менеджменту в странах присутствия с учетом экономической ситуации, ментальности - многих факторов. Поэтому мы чувствуем достаточную свободу для реализации своих решений. Все решения принимаются параллельно с обсуждением, в ситуации, когда тебя слышат, оценивают твои шаги, соглашаются или нет, но компетентно и очень интересно.

Для нас было сюрпризом, когда представитель Kuoni предложил продать им долю «Мегаполюса». Но последние два года показали, что мы не зря пошли на эту сделку,  т.к. это было время бесконечного демпинга по субмассовым направлениям, на которых мы работаем, время сверхдорогих кредитов. Собственно, можно иметь 20% в динамично, красиво, технологично развивающейся компании, или 100% в фирме, которая на грани рентабельности и чувствует себя достаточно скованно, т.к. рыночные условия не позволяют делать того, что хотелось бы.

Вообще бизнес-решения - всегда искусство возможного, как политика. Абсолютная свобода - это некий идеал и иллюзия.

- Эксперты полагают, что TUI  в VKO привлекла, среди прочего, обширная собственная розничная сеть. К этому сегодня стремятся и другие ТО. Агенты хотят знать, не планируете ли и вы сосредоточиться только на «своих»?

- В условиях, когда экстремально падал рубль, мы принимали жесткие по отношению к рынку решения. Сейчас ситуация стабилизировалась, мы снова лицом к нашим агентствам. И даже более того.

Вводится институт кураторов в области не направлений, а пакетного продукта. Система оплаты стала более гибкой. Общее правило: предоплата 50% в течение трех дней после подтверждения заявки, за две недели до начала тура - окончательный расчет, а для ряда сильных ТА и сетей действуют специальные условия, еще более мягкие. Сайт в Интернете был обновлен и стал намного более удобным и функциональным. Дмитрий Фесик продолжает развивать нашу программу по обучению, по бонусной системе.

Вообще расширению агентской сети уделяем особое внимание, не забываем и про собственные салоны.

- Говорят: «Вот, докатились - платные семинары...»

- Давно этого нет, несколько лет уже! Пробовали когда-то в порядке эксперимента, так как считал, что любой труд наших специалистов должен быть наиболее рентабелен для компании, но затем отменили. Сейчас вообще готовится бомба - видео-семинары, которые можно будет скачать с нашего сайта.

- «Мегаполюс» переводит ряд своих поточных направлений в индивидуальный отдел, отсюда вопрос: «Кризис давит?»

- Да, все, что могли, мы перевели в индивидуальный отдел, т.к. в основе нашего продукта теперь не комитмент, а элотмент. Постоянно думая о рентабельности, мы применяем технологию делегирования рисков партнерам и призываем к тому же конкурентов: хватит вешать все риски на отправляющих российских операторов, давайте влиять на наших поставщиков, переводить контракты из жестких гарантий в мягкие. Нам это удалось в Испании, Черногории, Хорватии - на ряде направлений, в т.ч. чартерных, и по перевозке, и по размещению.

Также мы завершили реструктуризацию компании. Не хочу открывать всех ноу-хау, но чтобы эти нововведения и технологии зафиксировать и отшлифовать, не нужно рисковать большими объемами. Мы не сокращаемся. «Мегаполюс» сегодня - пружина, которая сжимается, концентрирует энергию, чтобы потом распрямиться.

- Есть мнение, что представитель Kuoni дорого обходится «Мегаполюсу»: у оператора режим жесткой экономии, а тут - дорогие отели, авиабилеты домой и обратно на каждые выходные...

- Гленн  Бисгаард работает не в «Мегаполюсе», а в скандинавском подразделении Kuoni, которое курирует и российский офис. В Москве Гленн живет в хорошем отеле, недалеко от работы. Он помогает нам развивать бизнес, передает ноу-хау, корпоративный этикет и культуру Kuoni. Это определенный вид консалтинга, а еще - очень полезная работа для коллег в Скандинавии и для нас. И все это оплачивает скандинавское подразделение Kuoni, «Мегаполюс» тратит на Гленна совсем чуть-чуть: кофе на работе, знакомство с русской культурной и ресторанной жизнью - после работы.  

- После того, как ваши, увы, не самые хорошие прогнозы на прошлое лето сбылись, публика с надеждой спрашивает: «Может, на этот раз порадуете?»

- Ну, с падением спроса на 30% я уже «угадал». Считаю, что определяющим не только для российского выездного туризма, но для экономики страны станут июнь-июль. Этот период многое покажет. И все же более 50% я даю за то, что вторая волна кризиса «придет», к сожалению. Так что если кризис - это очищение, то еще не все счета оплачены по тому, как жила мировая экономика последние 20-30 лет. Один известный экономист назвал майское падение экономики прыжком дохлой кошки. То, что может произойти в июне-июле, можно сравнить с девятым валом. При этом я не думаю, что от падения в 30% мы сразу перейдем к 50%, этот тренд просто усилится, в месяц на 5-10%. Россия - страна большая, инерционная, ментальность интересная: наш человек готов жить без копейки в кармане, ему, как говорил герой шукшинской «Калины красной», «деньги ляжку жгут». Пока все не потратим, не успокоимся. Авось, завтра с неба свалится заказ, или работа. Но когда этого не произойдет, будет самое интересное. Искренне хотелось бы ошибить в таком прогнозе, но когда реально смотришь на проблемные цифры макроэкономики, и сопоставляешь с происходящими кратковременными положительными трендами, всякая логика заканчивается....

Мы готовы к любому развитию событий на рынке: и структура компании, и пакетный продукт, и мощнейшие корпоративный и VIP отделы - любая из этих пружин готова выстрелить.

 «Kuoni и TUI: две большие разницы»

Гленн Бисгаард, исполнительный директор «Мегаполюс турс»

- Я с большим уважением отношусь к TUI, это сильная компания с хорошей историей, ориентированная на массовый продукт. Наши аудитории пересекаются частично, не более чем на 30%. Kuoni нацелен на более высокий ценовой сегмент.

Кроме того, в TUI централизованная система продаж, в т.ч. через Интернет. Kuoni реализует локальную стратегию, менее централизованную, более опирающуюся на подразделения. У нас решения принимаются локально, но контролируются глобально. И в этом мы, я думаю, сильнее, когда надо быстро реагировать на ситуацию.

Сейчас TUI получила возможность продвигать свои массовые направления на российский рынок массового туризма через розничные офисы VKO. «Мегаполюс» же и Kuoni более ориентированы на развитие IT-технологий, оптимизацию всех ресурсов, прежде чем выходить на завоевание рынков. Это другая тактика, но она приносит плоды.