"От оператора в кризис ждут прежде всего не дешевых предложений, а надежности и качества" / Интерфакс. 12.12.2008

Многие туроператоры выступили сейчас с антикризисными программами. Лейтмотивом большинства из них стали скидки, повышенные проценты агентствам, что в итоге оборачивается хорошо знакомым рынку демпингом. О том, на чем реально можно и нужно строить свою политику в новых экономических условиях, мы беседуем с президентом компании 'Мегаполюс Турс' Эдуардом Кузнецовым.

Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на российском туристическом рынке?

- Ситуация достаточно серьезная. Наряду с падением спроса, который можно оценить в 30-40% в зависимости от направления, практически отсутствует привычная для этого времени года глубина продаж, а число продаж last minute увеличивается. Все это осложняет работу туроператора.

К тому же в этот кризис российский туристический рынок вошел ослабленным постоянными конкурентными войнами, борьбой за доли рынка. Уже два года туроператорский бизнес в большей своей части работает ниже уровня рентабельности. И в это время грянул кризис. К сожалению, за весь предыдущий, относительно благополучный период, мы не смогли создать себе 'подушку безопасности', которая помогала бы нам в новых условиях.

Что вы называете 'подушкой безопасности'?

- Начиная с 2003 года, когда все последствия кризиса 1998 года были сглажены, российский туристический рынок жил в уникальных условиях постоянно растущего спроса на отдых. Естественно, что такой подъем ведущие игроки рынка использовали для собственного роста и увеличения доли на рынке. Но в этой борьбе операторы действовали разрозненно, в итоге играли против себя, предложение турпродукта превышало спрос в среднем на 10-20%.

Жестко конкурируя друг с другом, туроператоры не смогли консолидированно защищать свои позиции и фактически взяли на себя большую долю рисков в отношениях с отелями и авиаперевозчиками. И тем, и другим гораздо проще проводить выгодную для себя политику на рынке, где нет профессионального сообщества, которое могло бы выступать единым фронтом и защищать свои интересы. Так что в этом плане сезон-2008, ставший провальным на большинстве направлений для ведущих игроков из-за беспрецедентного демпинга, а также наступивший кризис - отличный урок для туроператоров. Я уверен, он поменяет ментальность топ-менеджмента туроператоров.

Однако пока, судя 'антикризисным программам', представленным в последнее время многими туроператорами, главное средство борьбы с кризисом - снижение цен. Все предлагают скидки, повышенные комиссионные агентствам, минимизацию штрафов. Все это - на фоне инфляции, выросших процентов на кредиты, снижающейся рентабельности бизнеса, которая и так не превышала у туроператоров 5%. По-моему, так туроператоры загоняют себя в очередной тупик.

- Не все антикризисные программы выстроены по такому принципу. Если вы посмотрите на наши предложения, то не увидите в них признаков демпинга. Наша антикризисная программа подразумевает прежде всего стимуляцию продаж.

Мы снизили внутренний курс валюты практически до уровня Центрального банка - с фиксацией рублевой суммы на период расчетов. Кроме того, увеличили сроки полной оплаты туров по безналу. 50-процентную предоплату тура необходимо сделать в течение 5 рабочих дней с момента выставления счета, а полную оплату можно сделать за 7 рабочих дней до вылета.

Еще один шаг - минимизация штрафов. На ближайшее время максимальный уровень штрафа за аннуляцию тура не будет превышать 50% от его стоимости, возврат денежных средств будет осуществляться в течение двух недель после даты начала отмененного тура.

Как видите, здесь нет ни повышенных комиссий, ни скидок, ни завуалированного дотирования агентств. Мы не требуем, как некоторые туроператоры, оплаты 100% тура в течение трех дней с момента бронирования. У нас есть профильный инвестор - международный туристический холдинг KUONI, нам не надо компенсировать любой ценой понесенные летом убытки, соответственно, агентства, а значит, и их клиенты могут заплатить деньги за свой отдых когда им удобно.

Наша задача сейчас - стимулировать спрос, а не вырвать деньги у клиента любой ценой. Все свои меры мы предложили, предварительно переговорив с отелями и авиакомпаниями. Мы понимаем, что туристы не готовы сейчас быстро и легко расставаться с деньгами, им также важно осознавать, что никто на них не давит, не торопит, не создает дополнительное напряжение в нынешней ситуации. Я вообще уверен, что заманивать туриста дешевыми предложениями и скидками - не решение проблемы. В кризисный период люди ищут прежде всего стабильности, надежности, уверенности.

То, что вы входите в состав швейцарской группы KUONI, дает вам ощущение надежности?

- Да. конечно, наличие такого профильного инвестора - серьезное конкурентное преимущество нашей компании.

Даже во времена кризиса? Известно, что на европейском рынке также просели многие направления, гостиницы сообщают о серьезном снижении загрузки, туроператоры - о падении спроса и, совсем как их российские коллеги, об отсутствии глубины продаж. Вряд ли даже такие монстры, как KUONI, могут чувствовать себя в безопасности в это время.

- Я уверен, что даже если какая-то западная компания потерпит крах, это будет сделано цивилизованно, а не так, как это сделали 'Детур' или 'Вояж Люкс', просто исчезнув с рынка. Тем более когда речь идет о компании уровня KUONI. То, что «Мегаполюс турс» входит в этот крупнейший в Европе международный туристический холдинг, основанный в 1906 году в Швейцарии, дает нашим туристам дополнительную гарантию - все будет в порядке. У нас достаточно финансовых средств, чтобы противостоять кризису. К тому же мы работаем, соблюдая все законодательные нормы, 'в белую', что не часто встречается в российском турбизнесе, так что готовы нести финансовую ответственность за благополучие своих туристов.

Как вы думаете, руководство KUONI еще не разочаровалось в своем российском приобретении?

- На недавнем совете директоров холдинга было сказано, что российский рынок им по-прежнему «исключительно интересен и исключительно сложен». Крупный инвестор всегда смотрит далеко вперед и изучает не только наши показатели, но и макроэкономики. Они, например, смотрят на ситуацию в автомобилестроении и видят, что в России падение спроса на автомобили менее драматично, чем в Европе.

В KUONI в любом случае понимают, что кризис - явление временное, когда-то наступит этап роста, и к нему надо прийти во всеоружии. В настоящее время руководство концерна с большим вниманием наблюдает за динамикой развития 'Мегаполюс турс' и оказывает нам еще большую помощь. Это особенно ценно, так как уходящий год был далеко не самым простым для российского турбизнеса: негативный курс валют 1,6 (евро/доллар), конкурентная борьба, рост цен на топливо.

Головной офис швейцарского холдинга помогает нам совершенствовать технологии, в том числе технологии ведения переговоров с партнерами, оценки рисков, а это очень важно в новых экономических условиях.

В любом случае, на середину декабря 2008 года мы пока не сократили ни одного человека, ни на копейку не снизили заработную плату, хотя если кризис усилит свое влияние в России, нам придется рассматривать и такие непопулярные, но понятные шаги. В способности сохранять равновесие в непростых нынешних условиях я вижу серьезное преимущество 'Мегаполюс турс'.

Interfax, 12.12.2008