Интервью Э.Н.Кузнецова о ситуации на российском туристическом рынке / Газета «Коммерсантъ» № 209 от 18.11.2008

Президент туристического холдинга 'Мегаполюс Турс' ЭДУАРД КУЗНЕЦОВ о ситуации на российском туристическом рынке.


- Какие изменения в предпочтениях туристов за последний год вы бы отметили?


- Уже по итогам прошлого года стало понятно, что россияне уже не хотят отдохнуть любой ценой. Происходит смещение спроса с Нового года на следующие недели после праздников, когда цены значительно падают. На Новый год туроператоры специально поднимают дополнительные короткие чартерные цепочки (два-три вылета). Из-за этого перелет получается практически вдвое дороже, так как первый раз обратно и последний раз за туристами самолет летает пустой. Раньше сметались все предложения. В этом году такого уже не было. Сейчас эту наметившуюся тенденцию усилил финансовый кризис. Клиенты боятся делать глубокие бронирования. Видимо, они не уверены в своем финансовом благополучии либо опасаются, не случится ли что-нибудь с перевозчиком. Для туристов сейчас наиболее оптимально бронирование за две недели до начала предполагаемого тура: в этой ситуации они видят, что оператор на месте, его партнер по перевозке также стабильно работает. Кроме того, за две недели появляются спецпредложения с более низкими ценами, подчас даже ниже себестоимости программы.

- Туроператоры уже зафиксировали спад продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года?

- По нашей оценке, спрос на новогодний отдых снизился на 40-50%. Это можно объяснить во многом высокой стоимостью туров. Продажи на послепраздничные даты остаются на уровне прошлого года. Это касается как массовых, прежде всего пляжных направлений, так и горнолыжных туров. Я уверен, что у всех операторов, которые занимаются горнолыжным туризмом, продажи на Новый год упали. Они активно шли в августе-сентябре, но сейчас замерли. Возможно, это просто отложенный спрос, и тогда активные бронирования пойдут в декабре. Или же спрос так и не восстановится, и операторы будут вынуждены признать снижение продаж и, соответственно, свой выручки.

- Вы полагаете, спрос все-таки в декабре восстановится?

- Как говорится, знал бы прикуп... Пока очень сложно прогнозировать. Понятно, что кризис набирает нешуточные обороты, и вряд ли Россия останется островом стабильности. Боюсь, что все-таки падения продаж не избежать. В полном объеме кризис даст о себе знать на туристическом рынке в конце января-начале февраля. Ситуация еще осложняется тем, что многие туроператоры не расплатились со своими партнерами за летний сезон, ожидая, что появятся оборотные средства от продажи новогодних туров. Но спрос не оправдывает ожиданий. Такие дальнемагистральные направления, как Бали, Доминикана, Индия, сейчас продаются не на уровне прошлого года. Операторы сейчас должны расплатиться за ноябрьские заезды, и денег на оплату новогодних туров отелям и принимающим партнерам у них может не хватить. В такой непростой ситуации сегодня находятся многие операторы.

Интервью взял Сергей Ъ-Соболев

Газета «Коммерсантъ»   № 209(4026) от 18.11.2008